Стекло сопутствует человеку на всех
этапах истории его развития. Начало стеклоделия теряется в глубине веков и,
постоянно развиваясь, продолжается до наших дней. Однако, как это ни странно, в
современной науке не существует ни единой теории строения стекла, ни единой
теории его происхождения. Излагаются лишь наиболее распространенные
предположения.
Так или иначе, начало древнего
стеклоделия восходит к середине IIIтысячелетия до н.э. и связано с
цивилизациями в долинах Нила, Тигра и Эфрата, островом Крит и отдельными
народами, например, финикийцами. В Египте производство стекла достигло расцвета
ко времени ХУШ династии (1560-1350 г.г. до н.э.), когда центром стеклоделия
стала столица - Фивы. От этой эпохи до нас дошли стеклянный кувшин и бусина с
именем фараона Тутмоса Ш. Бусы явдяются древнейшими предметами, целиком
сделанными из стекла. Такие бусы носили представители царствующего дома, и они
являлись не столько украшениями, сколько амулетами. Это были предметы роскоши,
доступные только очень влиятельным и состоятельным людям.
Египтяне производили цветное стекло,
тогда как в Месопотамии предпочитали прозрачное. Первыми стеклянными изделиями
были украшения - бусины, палочки, полоски. Однако уже в ХУ1 в. до н.э. в
Месопотамии научились делать стеклянные вазы, их фрагменты найдены современными
археологами.
Археологам удалось обнаружить и
остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших
примерно 3400 лет назад. Там сохранились тигли для варки стекла, по форме
напоминающие маленькие бочки высотой 40 см и диаметром 27 см в широких местах и
23 см - в узких.
Позже стекло начали производить в
Микенах (Греция), Китае и Индии. С Х века до н.э. можно говорить о производстве
стекла на Дальнем Востоке. А с IX века до н.э. центром стеклоделия стала
Александрия, откуда оно распространилось в Рим.
Древние стеклянные изделия обычно
были окрашены в зеленоватый или коричневатый цвет из-за примесей к стеклу.
Особенно дорого ценились изделия из бесцветного стекла. Известно, что римский
император Нерон (37-68 н.н. н.э.) зарлатил за две чаши из бесцветного стекла
золотом, превышающим их вес.
Прекрасные образцы стеклянных
скарабеев (египетских священных жуков) хранятся в московском Музее изящных
искусств имени Пушкина.
Первая "инструкция" по
производству стекла датируется примерно 650 г. до н.э. Это таблички с
указаниями, как делать стекло, находившиеся в библиотеке ассирийского царя
Ашурбанипала (669 - 626 гг. до н.э.).
Большой переворот в стеклоделии произвело открытие метода выдувания стекла. Это произошло в период между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э. Нововведение приписывается сирийским мастерам, жившим в районе Вавилона. Для выдувания стекла применялась тонкая металлическая трубка, мало изменившаяся с тех пор. Этот метод позволил существенно разнообразить формы стеклянных сосудов.
В 1 веке н.э. стеклоделие проникло из
Египта в Италию и затем распространилось по всей Римской империи. Рим
становится крупнейшим центром стеклоделия, возникают многочисленные мастерские
в Испании, Галлии (современная Франция), Южной Бритпнии, Германии и по
северному побережью Черного моря на территории современной Украины.
Основав новую столицу в Византии,
римский император Константин очень заботился об ее украшении и переселил теда
ремесленников и зудожников из Рима, привлекая их различными льготами. Многие
категории ремесленников, и стеклоделы (зеркальщики, мозаичники) в их числе,
были освобождены от податей. Константинополь сохранял свое первенствующее
положение в стеклоделии на протяжении многих веков. Особенно широко известна византийская
цветная мозаика, которой украшены многочисленные церкви Италии и Греции. Эту
мозаику называли просто "греческим стеклом".
В 607 году возникла Венеция, и там
сразу же появились стекольные мастерские. С 1Х века Венеция начала
конкурировать с Константинополем. Венецианские мастера разработали собственные
секреты составов и методов изготовления стекол. Хорошо известны венецианская
мозаика и витражи, украшающие церкви в самой Венеции и в Северной Италии. После
взятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) Венеция остается единственным
мировым центром стеклоделия.
Венецианские мастера достигли
высокого совершенства в изготовлении различных украшений и сосудов.
Венецианским изобретением являются "сосуды в сетке", вазы-диатрета,
"венецианское стекло" обычно декорировано золотом, цветными
стеклянными нитями, мелкими пузырьками ("мошкой"). Основной
специальность стеклоделов было изготовление украшений из цветного стекла - бус,
бисера, искусственного жемчуга, поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней.
Особого внимания заслуживают подделки под медный авантюрин, яшму и агат как
наиболее сложные в исполнении. Большой известностью пользовались венецианские
зеркала. Известно, что венецианский посланник поднес зеркало Марии Медичи в
качестве свадебного подарка (1600 г.). Оно имело размеры всего 14 х 16 см, но
не имело цены.
В XV веке муранское стекло
чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили изделия
Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современники
искренне поражались, что из стекла - малоценного, в сущности, материала -
муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.
Уникальное мастерство и
художественная изобретательность муранских стеклоделов сказывались в исключительном
разнообразии форм. Кувшины, графины, фляги, вазы, солонки, чаши, бокалы
изготовлялись в Мурано в огромных количествах. Особой популярностью
пользовались сосуды для питья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и
бочек и особенно - галер и гондол (эти маленькие стеклянные кораблики, по
счастью, сохранились в музеях Западной Европы). Предметы из прозрачного и
глушеного стекла декорировались обычно наваренными бесцветными или окрашенными
деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края
сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же
время функциональных украшений выполняли птичьи и звериные хвосты, лапы,
крылья, гребешки...
Самым ходким товаром в эту пору были
люстры, богато украшенные гроздьями, цветами и листьями, - незаменимая и
необходимая принадлежность убранства времен Людовика XV.
Вплоть до XVIII века Сенат
принципиально восставал против всяких заграничных нововведений в области
стеклоделия, стараясь сохранить в чистоте национальный характер венецианской
стеклянной продукции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий